Некоторые советы по подготовке конкурсной работы
В ходе оценки и отбора работ при проведении конкурса 2010-2011 мы предложили экспертам резюмировать, в чем состоят основные достоинства и недостатки текстов. Надеемся, что «выжимка» из комментариев, которые были даны работам, не прошедшим первый тур отбора, будет полезна участникам нынешнего конкурса.
Конкурсная работа должна отвечать следующим критериям:
- соответствовать теме конкурса (основной теме «Общество и реформы в социальной сфере» или тематике спецноминации «Социально-политическая ситуация и процессы»);
- содержать ФИО автора, название ВУЗа, факультета, специальности, города, ФИО руководителя (если есть), контактный телефон, адрес электронной почты.
- иметь объем не менее 15 и не более 30 страниц формата А4 при полуторном интервале 12 кеглем;
- опираться на эмпирические данные социологических исследований (приветствуется использование как собственной эмпирической базы, как и вторичного анализа данных);
- предоставлять практические рекомендации, возможные пути решения поставленных проблем;
НЕСООТВЕТСТВИЕ РАБОТЫ ТЕМЕ КОНКУРСА – главный пункт, на котором «срезалось» около четверти конкурсантов. Вторая ошибка – «привязав» название к теме конкурса, автор не отразил этой привязки в целях, задачах своего исследования, анализе, сделанных выводах.
- Тема оригинальная и важная, но с темой конкурса мало соотносится.
- Хороший диплом, но при чем здесь модернизация (тема конкурса) - не ясно в принципе.
- Несоответствие между названием, целью, задачами и содержанием работы.
- Минимальное соответствие темы работы (проблема в сфере здравоохранения) теме конкурса (модернизация), хотя вполне возможно было связать эти темы.
- Автор явно ошибся адресом :).
ОТСУТСТВИЕ ССЫЛОК НА ЛИТЕРАТУРУ, ОБЗОРА ИМЕЮЩЕГОСЯ НАУЧНОГО ЗАДЕЛА – не вдаваясь в детали (никто не ждет от Вас реферирования всей отечественной и зарубежной литературы), покажите, что Вы «в теме», умеете работать с источниками, использовать их в целях исследования.
- Нет никаких ссылок на литературу, ощущение, что автор пишет с «чистого листа» и никаких исследований вообще в этой области не проводилось.
- В обзоре литературы акцент сделан на учебниках и выполнен в реферативном, а не аналитическом виде – автор описывает, о чем говорится в том или ином источнике, но какое это имеет отношение к исследованию самого автора, из текста не ясно. Было бы намного лучше, если бы автор отобрал несколько работ, причем не из числа учебников и учебных пособий, и показал, как будет использовать их в своей работе.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ - не отражены / не проработаны / не адекватны (а это ключевой момент в оценке работы, характеризующий уровень Вашего профессионализма).
- Не поставлены задачи и цели, не описаны параметры исследования.
- В работе недостаточно представлена проработанность подхода, полнота описания процесса получения, обработки и анализа данных.
- Большинство вопросов нерелевантны для населения (носят экспертный характер).
- Неверное формулирование исходной гипотезы, что приводит к разночтению полученных результатов и сделанных выводов.
НЕДОСТАТКИ АНАЛИЗА - несоответствие методов анализа используемой выборке, поверхностность анализа, подмена анализа пересказом таблиц.
- Делаются внутригрупповые сравнения при слишком малой выборке.
- Использование в анализе показателей статистической значимости при неслучайных выборках.
- При выборке в 50 человек ошибка составила 5%.
- Проценты указаны с точностью до десятой доли процента при ошибке выборки 5%.
- Эмпирический анализ нулевой - переписаны пресс-выпуски ВЦИОМа, ФОМа и Левада-Центра. Глобальный теоретический заход и очень слабый анализ.
- Работа фактически сводится к описанию таблиц распределений.
- Задача поставлена поверхностно, содержательные гипотезы проработаны слабо, выводы неглубоки.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – отсутствует / слишком бедная / представляет собой хаотичный набор разрозненных, несопоставимых данных / заявлена, но не отражена или не использована в анализе.
Если у Вас нет собственной эмпирики, или она явно недостаточна –используйте привлеченные данные. Привлекая данные, учитывайте их сопоставимость и покажите, как они работают в Вашем исследовании (например, подтверждают Ваши гипотезы, эмпирику).
Если работаете только на собственной эмпирической базе и она очень скромная, то будьте скромнее и в выводах J, не распространяйте опыт 10 знакомых студентов на всю российскую молодежь.
- Использование несопоставимых по характеру вторичных данных не позволяет автору сделать обоснованные выводы.
- Автор использует большой массив вторичных данных, как общероссийских, так и региональных исследований, однако не для анализа, а на уровне реферирования.
- Работа на очень маленьком эмпирическом материале. Автор владеет азами социологического анализа, но для более значимых выводов материал малопригоден.
- Малая выборка: автор делает выводы на основании массового опроса среди 8 опрошенных.
- Мало "мяса":)
ВЫВОДЫ – отсутствуют / слишком поверхностные (хотя имеющийся материал дает возможность сделать более глубокие выводы) / слишком глобальные для скудной эмпирики.
Выводы – то, ради чего проводится исследование, без них оно лишено смысла. Постарайтесь показать, чего Вы добились, проведя исследование; насколько сработали выдвинутые Вами в начале исследования гипотезы. Опирайтесь на результаты используемой эмпирической базы.
- Выводы поверхностны, не подкреплены анализом данных исследования. Нет выводов, которые не могли бы придти в голову без исследования, все предсказуемо.
- Выводы сделаны на ничтожном эмпирическом материале, фактически продекларированы.
- Выводы исследования носят узковедомственный интерес и едва ли представляют интерес за пределами региона.
- Явное несоответствие между интересными заявленными целями, разнообразными «социологическими упражнениями» и весьма скромными, банальными результатами.
- Основные выводы: «Лучше питаться, больше гулять» :)
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА – СТРУКТУРА РАБОТЫ, ЛОГИКА, ЯЗЫК
Приступая к работе, имейте четкий план изложения, а по ее окончании попробуйте взглянуть на текст со стороны – насколько он логичен, убедителен, понятен?
Пишите просто, понятно, будьте адекватны в использовании терминологии (не забыв показать, что знакомы с ней). Избыточное нередко наводит на мысль о самостоятельности автора и заимствовании «науки» у «старших товарищей».
- Выдранные из разных мест куски текста склеены довольно неуклюже.
- Фактически нечего оценивать - на 15 страницах автор сумел порассуждать о прошлогоднем опросе ВЦИОМ в ЮФО, модернизации, среднем классе, Столыпине, коррупции, «Единой России», качестве образования и т.п.
- Нет никакой структуры изложения, общее впечатление – солянка.
- Избыточно материала по темам близким, но не имеющим прямого отношения к работе.
- Работа необоснованно наукообразная и с претензией, но научное качество очень низкое.
- Похоже, работу писал не студент, а преподаватель, марксизма-ленинизма многовато.
Ну, и, наконец, беда многих работ, провоцирующая экспертов на предвзятое отношение - небрежность оформления.
Мы очень надеемся, что приведенные замечания и комментарии позволят Вам внимательнее отнестись к конкурсной работе и облегчат ее подготовку (Вы же теперь знакомы с большинством «подводных камней» :)), а главное – помогут Вам в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.
Желаем Вам успехов,
Оргкомитет конкурса