О чем пишут участники конкурса
ВЦИОМ с 2007 г. ведет системную работу по анализу и сравнительной оценке качества подготовки российскими вузами специалистов в области социологии. До 2013 г. основным инструментом этой работы являлся ежегодный конкурс студенческих исследовательских работ на стипендию ВЦИОМ. В 2013 году в активе компании появился еще один инструмент такой оценки – Всероссийский конкурс на лучшую выпускную (дипломную) работу в области социологии на премию ВЦИОМ. Эти проекты, направленные на поддержку талантливой студенческой молодежи, дают выпускникам возможность проявить себя, привлечь внимание потенциальных работодателей, попасть в кадровый резерв ВЦИОМ и других ведущих исследовательских компаний страны.
В топ-5 проблем, которые участники выбрали в качестве основы своих исследований, вошли проблемы молодежи (им были посвящены 19% присланных на конкурс студенческих работ, 23% на конкурс дипломных), культуры и образования (17% и 18%), проблемы регионов (19% и 16%), политика (15% и 15%), социальная работа (10% и 10%). Большое внимание участники уделяли также вопросам развития бизнеса, в том числе Интернет-торговле, коммуникациям и доверию в сети, способам самопрезентации в Интернете и туризму. В выборе выпускниками тем для работ отражается специфика общественно-политической ситуации в стране и в регионах. Так, самой популярной темой среди московских участников конкурса была политика, в том числе такие вопросы, как Большие данные при формировании социальной политики государства, Политические убеждения современной молодежи. Чаще других выпускники московских вузов выбирали темы, связанные с методологией проведения социологического исследования, рассматривали использование параданных при прогнозировании участия респондентов в исследовании, оценивали качество данных в лонгитюдном обследовании домохозяйств при переходе от бумажного формата к опросу с использованием планшета. Коллеги из регионов в своем тематическом выборе отталкивались от проблем культуры и образования, останавливаясь на вопросах формирования толерантности, реформы образования, мотивации к обучению, социальной защиты студентов. Также среди участников из регионов популярна молодежная проблематика, в т.ч. вопросы миграции студентов, профессиональной социализации молодежи, адаптации молодых специалистов в организации.
Все победители конкурса получили специальные дипломы и денежные призы, возможность опубликовать статьи по материалам дипломных работ на страницах “Мониторинга”, а также приглашение на стажировку в одном из ведущих управлений ВЦИОМ. Научные руководители победителей конкурса получили благодарственные письма, а авторы всех работ, вышедших в финал конкурса в номинациях “специалисты” и “бакалавры”, – дипломы финалистов конкурса